Юридическая библиотека Российской Федерации
Ноя
17
2010

О применении ставки водного налога в размере 70 руб. за 1 тыc. куб. м. при заборе воды

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 ноября 2010 г. N ШС-37-3/14561

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами от налоговых органов по вопросу применения ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 333.8 гл. 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 333.9 Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п. 2 ст. 333.10 Кодекса).
Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки (п. 2 ст. 333.13 Кодекса).
Пунктом 3 ст. 333.12 Кодекса определено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Таким образом, применение льготной ставки обусловлено целевым назначением забора воды.

Согласно разъяснениям Минфина России, указанным в Письмах от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, плательщиками водного налога, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда).

Вместе с тем из положений ст. 333.12 Кодекса не следует, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда.
Позиция налогоплательщиков водного налога по данному вопросу состоит в следующем, поскольку хозяйственно-питьевое водоснабжение осуществляется не только в отношении жилищного фонда, но и в отношении предприятий, учреждений, организаций, а положения ст. 333.12 Кодекса не ограничивают применение ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды только водоснабжением жилищного фонда, названная льготная ставка может быть применена в отношении объема воды, забранной для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений и организаций.
Данные выводы подтверждаются арбитражной практикой.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 27.11.2008 N Ф09-8843/08-С3 по делу N А60-10394/08 признал правомерным применение налогоплательщиком ставки водного налога, предусмотренной п. 3 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема воды, забранной из водных объектов для водоснабжения предприятий, учреждений и организаций, использованной на хозяйственно-бытовые цели.

При этом суд исходил из того, что гл. 25.2 Кодекса не содержит прямого указания о применении налоговой ставки 70 руб. только при условии забора воды из водных объектов для снабжения населения по месту постоянного проживания.
Из оснований налогообложения и порядка исчисления водного налога, предусмотренных ст. ст. 333.8 - 333.13 Кодекса, не следует, что применение указанной налоговой ставки при заборе воды для водоснабжения населения ограничивается водоснабжением жилищного фонда.

Применение ставки водного налога, установленной п. 1 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема забранной воды из водных объектов с целью водоснабжения населения и использованной на хозяйственно-бытовые, в том числе питьевые, цели предприятиями, учреждениями и организациями, указанной нормой прямо не предусмотрено.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 25.02.2009 N ВАС-1534/09 подтвердил позицию Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Кроме того, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 06.08.2007 по делу N А05-809/2007 отклонил доводы налогового органа о том, что, поскольку налогоплательщик снабжал водой не объект жилищного фонда, а оздоровительный лагерь, он не является организацией, предметом и целями действия которой является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение. Суд счел, что налогоплательщик производил забор воды на основании лицензии в пределах установленных для него лимитов потребления в целях водоснабжения населения - детей, отдыхающих в оздоровительном лагере, а следовательно, правомерно исчислял водный налог в порядке, установленном п. 3 ст. 333.12 Кодекса.

В связи с изложенным ФНС России просит высказать свое мнение по вопросу правильности применения налогоплательщиками ставки водного налога, предусмотренной п. 3 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, при администрировании налоговыми органами водного налога.

Действительный
государственный советник РФ
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН

Категории
Курсы валют
Валюта  23.06.2017  24.06.2017
EUR67.149566.6780
USD60.148259.6564
GBP76.153675.9903
JPY0.5418020.536261
Реклама
Региональное право
Статистика
© 2007-2017 Правовой портал inPPRAVO.ru. Обратная связь